Нарушения функции пищеварения у детей бывают обусловлены как органическими причинами, так и функциональными изменениями. Причем расстройство функции органов пищеварения нередко связаны с психоэмоциональным состоянием ребенка. Если малыш регулярно страдает от задержки стула, но врачи не выявляют органических причин, речь может идти о психологическом запоре у ребенка.
Психогенный запор нередко связан с конституциональными особенностями ребенка. Доктор медицинских наук Юрий Антропов подчеркивает, что «спастический запор возникает у нервных детей старшего возраста, отличающихся повышенной возбудимостью». Кроме того, психосоматическая задержка стула может возникнуть в конкретной стрессовой ситуации. Рассмотрим подробнее, какие психосоматические причины запоров могут наблюдаться у детей и какие подходы к коррекции существуют.
Существует несколько классификаций запоров у детей. По характеру задержки стула они бывают следующими:
Запор бывает острым и хроническим, во втором случае мы говорим о систематически возникающих запорах не менее, чем на протяжении 12 недель.
Также классифицируются запоры по степени компенсации, что обязательно учтет врач. Выделяют следующие виды:
Психологический запор у ребенка может быть связан как с ситуативной реакцией, так и с расстройством/длительным состоянием стресса. Доктор медицинских наук Елена Елфимова пишет о запорах в структуре синдрома раздраженного кишечника (СРК) и подчеркивает, что
«у большинства (до 92%) больных с СРК обнаруживаются различные психопатологические расстройства, что делает необходимым холистический (целостный) подход к лечению этой категории больных».При этом СРК многие исследователи понимают как органный невроз.
Нужно отметить, что синдром раздраженного кишечника протекает по-разному. Если мы говорим об СРК с преобладанием запоров, он связан с депрессивной симптоматикой и тревожными проявлениями.
Обычно психосоматика запора определяется следующими причинами или факторами:
Психологи считают, что в случаях, когда родители вынуждают ребенка строго подчиняться требованиям, оставляют мало пространства для спонтанности и игр, заставляют делиться игрушками, у ребенка может развиться запор.
Что делать при психологическом запоре у ребенка? Прежде всего обратиться к специалисту. Мы говорим о психогенном запоре, когда исключили органические, физиологические причины. Коррекцией в таком случае может заниматься детский психотерапевт или психолог. Общие рекомендации — гармонизация отношений внутри семьи, снятие напряжения, связанного с вопросами похода в туалет по большому. Важно показать ребенку, что вы настроены оптимистично и не волнуетесь из-за проблемы. Старайтесь сформировать чувство безопасности.
Когда мы говорим о тревожно-фобических расстройствах, расстройствах настроения (а они нередко встречаются у детей), важно получить помощь квалифицированного детского психотерапевта. Могут быть актуальны арт-терапия, терапевтические сказки, информирование деток постарше (с 6–8 лет), другие методы психотерапии.
К основным методам профилактики запоров у детей относят следующие:
Важно проконсультироваться с врачом по поводу психосоматических запоров у детей. Могут существовать определенные ограничения, и только специалист подскажет, как справиться с проблемой.
Статья имеет ознакомительный характер. Авторы не несут ответственности за качество оказания услуг третьими лицами и за возможные осложнения.
Натуральный британский препарат не вызывает привыкания и действует сразу
Найти Фитомуцил с выгодойСписок литературы