Психосоматика запора у детей

Дата публикации: 30.10.2016
Обновлено: 29.11.2024
Среднее время прочтения: 4 мин.
(Голосов: 1, Рейтинг: 3.65)
  2489
Психосоматика запора у детей
Психосоматика запора у детей
Что делать, если у ребенка психологический запор
Психосоматика запора: что делать, если ребенок боится ходить в туалет "по-большому". Причины, диагностика и лечение психологических запоров у детей


2024-11-29T13:45:48+03:00
4min

Нарушения функции пищеварения у детей бывают обусловлены как органическими причинами, так и функциональными изменениями. Причем расстройство функции органов пищеварения нередко связаны с психоэмоциональным состоянием ребенка. Если малыш регулярно страдает от задержки стула, но врачи не выявляют органических причин, речь может идти о психологическом запоре у ребенка. 

Психогенный запор нередко связан с конституциональными особенностями ребенка. Доктор медицинских наук Юрий Антропов подчеркивает, что «спастический запор возникает у нервных детей старшего возраста, отличающихся повышенной возбудимостью». Кроме того, психосоматическая задержка стула может возникнуть в конкретной стрессовой ситуации. Рассмотрим подробнее, какие психосоматические причины запоров могут наблюдаться у детей и какие подходы к коррекции существуют. 

Виды запоров у детей

Существует несколько классификаций запоров у детей. По характеру задержки стула они бывают следующими: 

  • Спастическими. Такие запоры связаны с избыточным напряжением, гипертонусом (спазмом) мускулатуры кишечника, что приводит к затруднению продвижения каловых масс.
  • Атоническими. В этом случае ситуация обратная: происходит расслабление, атония мышц кишечника, в связи со слабыми сокращениями каловые массы также не продвигаются к выходу. 

Запор бывает острым и хроническим, во втором случае мы говорим о систематически возникающих запорах не менее, чем на протяжении 12 недель. 

Также классифицируются запоры по степени компенсации, что обязательно учтет врач. Выделяют следующие виды: 

  • Компенсированный. Дефекация в этом случае происходит один раз в 2–3 дня, других беспокоящих симптомов нет, а состояние быстро корректируется рационом.
  • Субкомпенсированный. В этом случае мы говорим о дефекации один раз в 3–6 дней, ребенок жалуется на боль, вздутие живота, повышенное газообразование. Корректировать состояние удается только с помощью применения слабительных препаратов.
  • Декомпенсированный. Это наиболее тяжелая форма, при которой дефекация происходит реже раза в неделю, состояние сопровождается дополнительными симптомами, признаками общей интоксикации, а облегчение состояния происходит после очистительных клизм. 

Причины детского психологического запора

Психологический запор у ребенка может быть связан как с ситуативной реакцией, так и с расстройством/длительным состоянием стресса. Доктор медицинских наук Елена Елфимова пишет о запорах в структуре синдрома раздраженного кишечника (СРК) и подчеркивает, что

«у большинства (до 92%) больных с СРК обнаруживаются различные психопатологические расстройства, что делает необходимым холистический (целостный) подход к лечению этой категории больных».
При этом СРК многие исследователи понимают как органный невроз.

Нужно отметить, что синдром раздраженного кишечника протекает по-разному. Если мы говорим об СРК с преобладанием запоров, он связан с депрессивной симптоматикой и тревожными проявлениями.

Психогенный запор у детей может быть связан с разовым стрессом или хроническим расстройством, фото

Обычно психосоматика запора определяется следующими причинами или факторами: 

  • насильственное высаживание на горшок;
  • наказание за дефекацию в неположенном месте;
  • боль в заднем проходе (формируется замкнутый круг: однажды возникший физиологический запор приводит к болевым ощущениям, после чего ребенок начинает бояться дефекации и избегать похода в туалет, тревога нарастает, а запор усиливается); 
  • чрезмерная опека со стороны родителей;
  • сильная озабоченность родителей вопросами дефекации; 
  • сложная, нездоровая атмосфера в семье. 

Психологи считают, что в случаях, когда родители вынуждают ребенка строго подчиняться требованиям, оставляют мало пространства для спонтанности и игр, заставляют делиться игрушками, у ребенка может развиться запор. 

Как лечить психологический запор у ребенка

Что делать при психологическом запоре у ребенка? Прежде всего обратиться к специалисту. Мы говорим о психогенном запоре, когда исключили органические, физиологические причины. Коррекцией в таком случае может заниматься детский психотерапевт или психолог. Общие рекомендации — гармонизация отношений внутри семьи, снятие напряжения, связанного с вопросами похода в туалет по большому. Важно показать ребенку, что вы настроены оптимистично и не волнуетесь из-за проблемы. Старайтесь сформировать чувство безопасности. 

Когда мы говорим о тревожно-фобических расстройствах, расстройствах настроения (а они нередко встречаются у детей), важно получить помощь квалифицированного детского психотерапевта. Могут быть актуальны арт-терапия, терапевтические сказки, информирование деток постарше (с 6–8 лет), другие методы психотерапии. 

Основные правила профилактики запоров у детей

К основным методам профилактики запоров у детей относят следующие:

  • сбалансированный рацион с достаточным количеством клетчатки, питьевой режим;
  • достаточная двигательная активность;
  • аккуратное приучение к горшку;
  • создание благоприятной атмосферы дома. 

Важно проконсультироваться с врачом по поводу психосоматических запоров у детей. Могут существовать определенные ограничения, и только специалист подскажет, как справиться с проблемой.

Статья имеет ознакомительный характер. Авторы не несут ответственности за качество оказания услуг третьими лицами и за возможные осложнения.

Избавьтесь от проблем с кишечником

Натуральный британский препарат не вызывает привыкания и действует сразу

Найти Фитомуцил с выгодой

Список литературы

  • Елфимова Е. Ф., Елфимов М. А., Березкин А. С. Психосоматические взаимоотношения при заболеваниях желудочно-кишечного тракта на модели синдрома раздраженного кишечника // Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология. — 2015. — № 116 (4). — С. 83–88. 
  • Ганзин И. В. Исследование генезиса психосоматического симптома при синдроме раздраженного кишечника // Таврический журнал психиатрии. — 2015. — Т. 19, № 1 (70). — С. 26–33. 
  • Антропов Ю. Ф. Расстройство механизмов акта дефекации и психический статус детей и подростков // Педиатрия. Журнал им. Г. Н. Сперанского. — 2012. — Т. 91, № 4. — С. 25–31.
Елфимова Е. Ф., Елфимов М. А., Березкин А. С. Психосоматические взаимоотношения при заболеваниях желудочно-кишечного тракта на модели синдрома раздраженного кишечника // Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология. — 2015. — № 116 (4). — С. 83–88. 
Ганзин И. В. Исследование генезиса психосоматического симптома при синдроме раздраженного кишечника // Таврический журнал психиатрии. — 2015. — Т. 19, № 1 (70). — С. 26–33. 
Антропов Ю. Ф. Расстройство механизмов акта дефекации и психический статус детей и подростков // Педиатрия. Журнал им. Г. Н. Сперанского. — 2012. — Т. 91, № 4. — С. 25–31.
Поделиться:

Комментарии

БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНАЯ ДОБАВКА. НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЛЕКАРСТВОМ