Запор (констипация) — это задержка дефекации более чем на 2 дня или опорожнение с недостаточным количеством каловых масс и ощущением неполного опорожнения кишечника, необходимостью натуживания. Функциональным запором называют первичную констипацию.
Доктор медицинских наук Сергей Бельмер так описывает это состояние:
«Функциональные нарушения моторики органов пищеварения <…> связаны с нарушениями его нервной и (или) гуморальной регуляции. В основе развития таких заболеваний, включая и запоры функционального происхождения (ЗФП), лежат расстройство так называемой оси «мозг-кишка», дизрегуляция желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) со стороны центральной нервной системы».
Таким образом, функциональный запор не предполагает органических и структурных изменений кишечника, то есть развивается самостоятельно, а не на фоне тех или иных заболеваний.
Функциональный запор — расстройство, которое характеризуется затрудненной, неполной или редкой (реже 3 раз в неделю) дефекацией. Человек может сознательно откладывать поход в туалет.
К симптомам запоров относят боль в животе, вздутие, повышенное газообразование, ощущение тяжести. Иногда люди, столкнувшиеся с такой проблемой, прибегают к ручному вспоможению, то есть к удалению каловых масс из прямой кишки пальцем. А если говорить о хронических запорах, могут присоединяться и симптомы общей интоксикации:
плохое самочувствие;
упадок сил;
головокружение;
головные боли;
бледность кожи;
потливость;
тошнота;
раздражительность;
нарушение сна;
неприятный вкус во рту;
потеря аппетита и др.
Хронические запоры могут приводить к изменению кожи — она не только бледнеет, но и иногда приобретает желтоватый оттенок, становится более дряблой.
Как было сказано, функциональным считается запор, не связанный с генетическими, структурными изменениями пищеварительной системы. Доктор медицинских наук Сергей Бельмер подчеркивает, что
«на функциональное состояние органов пищеварения влияют психоэмоциональные и социальные факторы, ускоряя или замедляя их моторику».
В неблагоприятных условиях происходит нарушение реакции центральных органов регуляции на исходящие от кишечника импульсы, что приводит к неадекватному ответу.
Поэтому в поиске причин функциональных запоров многие исследователи опираются на биопсихосоциальную модель. В соответствии с ней симптомы развиваются при сочетании нескольких детерминант, таких как:
нарушение моторики;
висцеральная гиперчувствительность;
изменение микрофлоры;
изменение регулирования оси «центральная — энтеральная нервная система» (передачи нервных импульсов от головного мозга к кишечнику и обратно).
На все перечисленные детерминанты могут влиять психологические, социокультурные факторы.
По причине возникновения запоры делят на несколько видов:
алиментарные — связанные с особенностями рациона;
эндокринные — вызванные гормональными заболеваниями;
лекарственные — спровоцированные применением тех или иных медикаментов;
психогенные, то есть обусловленные психоэмоциональным состоянием;
неврогенные — возникшие из-за нарушения регуляции кишечной перистальтики;
токсические и пр.
Запор также возникает на фоне беременности, заболеваний внутренних органов, у людей пожилого возраста и т. д.
По типу моторных нарушений толстого кишечника функциональные запоры делят на две группы: гипер- и гипокинетические. В первом случае речь идет об ускоренной перистальтике, во втором — об атонии.
Острым считается запор, который наблюдается до 12 недель. Хронический запор врач диагностирует, когда редкое/недостаточное опорожнение кишечника отмечается на протяжении более 12 недель.
Функциональные запоры могут быть вызваны дисбалансом гастроинтестинальных гормонов — тех, что участвуют в выработке, всасывании, высвобождении, обмене пептидов, формировании пищевого поведения и т. д.
Также исследователи выделяют такой фактор, как нарушение работы нервно-рецепторного аппарата стенки кишечника, отвечающего за моторику. Среди других возможных причин выделяют снижение кровотока в малом тазу, слабость мышц тазового дна, снижение чувствительности анального сфинктера.
К физическим факторам, провоцирующим задержку опорожнения, относят уплотнение каловых масс, что создает механическое препятствие к нормальному их продвижению. Значимая причина запоров — сознательное подавление позывов к дефекации, которое влечет скопление каловых масс в прямой кишке, ее перерастяжение, увеличение в размерах.
Кроме того, ключевую роль в развитии нарушений функции кишечника играют недостаток клетчатки в рационе, неправильный питьевой режим и гиподинамия. В числе факторов риска развития запора — расстройства настроения, возрастные изменения.
Существует несколько видов констипации с учетом механизма развития:
констипация с нормальным транзитом: обычно запор связан с алиментарным фактором, речь идет о простом запоре;
запор с замедленным транзитом: как правило, имеют место нервно-мышечные нарушения в толстой кишке;
расстройства дефекации: в таком случае нарушение вызвано функциональными и/или структурными изменениями в аноректальной области.
Диагностику функционального запора проводит терапевт или гастроэнтеролог. Специалист учтет характер жалоб, данные анамнеза, проведет осмотр и назначит ряд исследований для уточнения диагноза.
Важно: в диагностике запоров важное значение имеет сбор анамнеза. Нужно сообщить врачу, как давно появились запоры, сколько времени сохраняются, какие слабительные вы уже принимали для решения проблемы.
В перечень диагностических мероприятий чаще всего входят:
лабораторные исследования крови, кала: общий и биохимический анализы крови, кал на скрытую кровь, анализ на гормоны щитовидной железы и др.;
рентгенологические методы: например, ирригография;
аноскопия, колоноскопия;
УЗИ органов брюшной полости;
МРТ органов брюшной полости и т. д.
Если установлена задержка содержимого прямой кишки, могут потребоваться специальные методы диагностики: дефекография (рентгенологическое исследование акта дефекации), а также электромиография мышц тазового дна. Иногда применяют тест экспульсии баллончика, чтобы оценить процесс опорожнения прямой кишки с помощью баллона с водой, наполненного в той или иной степени.
Поставить диагноз «хронический функциональный запор» врач может при следующих условиях:
симптомы появились не позже чем 6 месяцев назад;
симптомы сохраняются в течение 3 месяцев, могут появляться время от времени;
нет достаточных данных, чтобы говорить о синдроме раздраженного кишечника (СРК);
без применения слабительных препаратов опорожнение происходит редко.
Врач уточнит, нет ли у пациента таких тревожных признаков, как:
лентообразный кал или изменение калибра каловых масс (так называемый карандашный кал);
железодефицитная анемия;
положительный результат анализа кала на скрытую кровь;
ректальные кровотечения;
выпадение прямой кишки;
признаки кишечной непроходимости;
сильная боль в животе;
немотивированное снижение веса;
генетическая отягощенность по онкологическим заболеваниям, воспалительным заболеваниям кишечника (ВЗК).
Если отмечаются подобные симптомы, проводят развернутую диагностику вне зависимости от возраста пациента.
Главная цель терапии — достижение нормальной консистенции каловых масс, регулярности дефекации хотя бы раз в 1—2 дня без каких-либо трудностей (натуживания, ручного вспоможения).
Лечение функциональных запоров у взрослых всегда начинается с коррекции питания и образа жизни. Так, доктор медицинских наук Олег Минушкин пишет:
«В разделе лечения запоров акцент сделан на консультировании пациентов и немедикаментозных методах лечения».
Врач даст индивидуальные рекомендации для изменения образа жизни и рациона. Диетотерапия обычно предполагает соблюдение следующих мер:
увеличение в рационе объема продуктов, богатых растительными пищевыми волокнами, а также дополнение рациона БАДами как источником клетчатки;
дробное питание, отказ от переедания и длительного голодания;
исключение из меню продуктов, оказывающих закрепляющее действие, от жирной и жареной пищи.
Также важно пить не менее 30 мл жидкости на 1 кг веса в сутки.
Если недостаточно пересмотреть рацион, врач может назначить слабительные препараты, прокинетики, реже — очистительные клизмы. К препаратам первой линии помощи относят слабительные, способствующие размягчению каловых масс, увеличению их объема. Стимулирующие слабительные при функциональных запорах назначают реже.
Один из эффективных слабительных препаратов, который назначают в том числе при функциональных запорах, — «Фитомуцил Норм». Он содержит оболочку семян подорожника, мякоть плодов сливы домашней — природные источники растворимых и нерастворимых пищевых волокон.
Благодаря этому препарат мягко стимулирует перистальтику, увеличивает объем и меняет консистенцию каловых масс, способствуя комфортному опорожнению без болезненных спазмов и диареи. «Фитомуцил Норм» можно принимать длительно, так как он не вызывает привыкания.
Избавьтесь от проблем с кишечником
Натуральный британский препарат не вызывает привыкания и действует сразу
Найти Фитомуцил с выгодойДополнительно к слабительным препаратам и диете врач может назначить пробиотики, в частности лакто- и бифидобактерии.
Профилактика функциональных запоров заключается прежде всего в том, чтобы сбалансировать рацион, ввести в него достаточный объем растительных пищевых волокон. При этом не менее важно выпивать норму жидкости, поскольку волокна активно впитывают воду в кишечнике.
Не забывайте о физической активности, формируйте полезные привычки — выделяйте время на посещение туалета в утренние часы, не сдерживайте позывы к дефекации.
Важно проконсультироваться с врачом по поводу симптомов функционального запора. Могут существовать определенные ограничения, и только специалист подскажет, как справиться с проблемой.
Статья имеет ознакомительный характер. Авторы не несут ответственности за качество оказания услуг третьими лицами и за возможные осложнения.
Список литературы
Минушкин О. Н., Елизаветина Г. А., Ардатская М. Д., Колхир В. К., Воскобойникова И. В., Шиндина Т. С. Функциональные запоры: представления, лечебные подходы // Медицинский совет. — 2010. — № 9—10. — С. 27—32.
Бельмер С. В., Хавкин А. И., Печкуров Д. В. Функциональные запоры // Медицинская сестра. — 2017. — № 7. — С. 28—32.
Васильев Ю. В. Функциональный запор: возможности рациональной терапии // Медицинский совет. — 2012. — № 9. — С. 82—86.